РЕКОМЕНДАЦИИ
Примерные задания заочного тура марафона «В пределах разума» 2019-20 учебный год.
Фамилия, имя___________________________________________ школа №_______ кл.________
Кружок_________________________________________ Руководитель_______________________
Задание 1. Назовите положительные и отрицательные стороны увлечения детьми и подростками просмотром телевизора. Заполнение обеих колонок обязательно — оценивается каждая пара!
Отрицательные черты |
Положительные черты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2. .
А)(для 5-7 классов) Объедините героев в группу на основании общего признака или черты, характерной для этих героев. Составьте как можно больше разных групп. Группа может состоять как минимум из 2 персонажей. Один и тот же персонаж может входить в разные группы.
1.Волк из м/ф «Ну, погоди!» |
6. Знайка |
2. Мальвина |
7. Карабас – Барабас |
3. Девочка Элли из книги «Волшебник Изумрудного города» |
8. Старик из пушкинской «Сказки о золотой рыбке» |
4. Витя Малеев |
9. Пончик |
5. Колдунья Бастинда |
10. Кот Матроскин |
Ответ запиши в таблицу:
№, кого объединяем |
Обоснуй почему |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б) (для 8-10 классов) Установите закономерность и вместо «?» вставьте нужное. По какому принципу сгруппированы слова в таблице?
Марк Твен |
? |
? |
Сименон |
? |
Т……С…….. |
Мартин Иден |
Эсмеральда |
? |
Андрей Болконский |
Принцип:______________________________________________________________________
Задание 3. Найдена записка на неизвестном языке:
Зайчиха – орокс, Зайчонок – э оро, Волк – муф, Волчонок – э муф, Слониха – цабекс
Как на этом языке будут называться заяц, волчица, слон, слоненок?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Найдите в предложении спрятанное название животного.
БЫЛА ГРОЗА, Я ЦЕЛЫЙ ЧАС НЕ ОТКРЫВАЛ ГЛАЗА. Ответ: ____________________
Задание 5. . Найдите общий смысл, объединяющий пару. Выразите его 1-2 словами.
Сигарета, кофе __________________________________________________________________
Кит, щука _______________________________________________________________________
Наверху, внизу __________________________________________________________________
Благословление, проклятие________________________________________________________
Громко, тихо ____________________________________________________________________
Задание 6. Сказочная последовательность. Допиши и поясни ответ.
Р Д Б В Ж . .
Задание 7. Допиши слова, установите закономерность, впишите слово вместо вопроса.
арбуз |
фундук |
яблоко |
Я |
О |
? |
морс |
клад |
клуб |
С |
А |
? |
пчела |
корова |
овца |
М |
М |
? |
Задание 8. «Моя подруга – ябеда» – эту фразу можно сказать иначе: «Моя подруга любит, чтобы учительница была в курсе всех наших проделок». Скажи по-другому, сохраняя смысл «Шел отряд по берегу» ____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 9. Подберите к каждому предложению подходящее по смыслу устойчивое выражение (фразеологизм).
1.Обычно он много болтает.____________________________________________________________
2.Он все умеет делать. _________________________________________________________________
3. Они неразлучные друзья._____________________________________________________________
Задание 10. Задайте вопрос, ответом на который является этот текст
Мозг человека имеет 15 млрд. нейронов (нервный клеток). 2 бутылки пива убивают 6500 нейронов коры большого полушария головного мозга. Рождение новых нейронов занимает от 3 до 4 лет. Алкоголь и продукты его распада сохраняются в организме человека до 20 суток.
Эксперименты, проведенные на куриных яйцах, показали следующее: 160 яиц положили под курицу в сарае, в подвале которого варился спирт. Когда подошел срок, птенцы вылупились только из половины яиц, из них 40 – мертвые, 25 – мутанты (без клюва, когтей и пр.).
Вопрос______________________________________________________________________________
Задание 11. Продолжи рассказ:
«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…» Рассмотри ситуацию с разных точек зрения:
1) ты гуляешь во дворе с друзьями______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2) ты – водитель грузовика ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3) ты – ворона, сидящая на дереве _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 12. На картинке слева – начало ситуации. Подбери из картинок справа ту, которой ситуация закончится. Поставь номер соответствующей картинки в квадрат.
Задание 13. Предложения текста перепутаны. Расставь номера предложений по порядку.
|
Муравьи несут зелень в подземелье, чтобы там выращивать на ней грибы, которыми они и питаются. |
|
Эти листья разрезаются на кусочки муравьями — «закройщиками». |
|
Кусочки тут же подхватываются носильщиками, которые как лодочки под парусами, спускаются друг за другом в тоннели подземного города.
|
|
Зеленый листопад покрывает землю ковром. |
|
Наиболее мощные муравьи — «фуражиры» вереницей лезут на дерево и обгрызают черенки листьев. |
|
Муравьи-листорезы, живущие в Южной Америке, делятся на «фуражиров», «закройщиков», «носильщиков». |
Задание 14. Проанализируйте таблицу и сделайте выводы.
Продолжительность жизни мужчин и женщин России
Годы |
Общая продолжительность жизни |
Продолжительность жизни мужчин |
Продолжительность жизни женщин |
1958-1959 |
67,9 лет |
63 года |
71,5 года |
1987 |
70,2 года |
65 лет |
74,6 года |
1997 |
66,9 лет |
61 год |
73,1 года |
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________