Закон об образовании в РФ от 29.12.2012.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Проект Профессионального стандарта Педагога.

 

Министерство Образования и Науки РФ

Ступени образовательной деятельности

Образовательная деятельность Центра строится с учетом возрастных особенностей воспитанников. Образовательный процесс включает в себя 4 возрастные ступени:

0 ступень (подготовительная) – дошкольники в возрасте 6-7 лет занимаются с педагогами дополнительного образования в рамках комплексной программы, которая направлена на создание условий для пробуждения креативности каждого ребёнка, выявления и развития способностей, склонностей, интересов детей, развития позитивной мотивации, потребностей в познании мира и ценностей культуры.

Образовательные области данной ступени: гуманитарная, естественно-научная, художественно-эстетическая, с включением регионального компонента (здоровьесбережение, краеведение).

1 ступень (ориентирующая) – воспитанники 7-10 лет (1-4 классы). Содержание образования на данной ступени ориентированно на выявление исполнительской, конкретно-предметной одарённости ребёнка, проявляющего повышенный интерес к определённым видам творческой деятельности (литература, искусство, естествознание и др.). На ориентирующей ступени педагоги дополнительного образования развивают стимульно-продуктивный уровень интеллектуальной активности, формируя устойчивый познавательный интерес.

Образовательные области 1 ступени наполняются многообразием учебных предметов, ориентированных на интересы и способности обучающихся.

2 ступень (самоопределения) – воспитанники 10-14 лет (5-8 классы). На данной возрастной ступени преобладает дифференцированное содержание образования инвариантной части учебного плана, основанного на выявленных достижениях, интересах и склонностях учащихся. На ступени самоопределения  развивается эвристическая интеллектуальная активность.

На 2 ступени используется преподавание специальных и базовых дисциплин для конкретного направления.

3 ступень (профессионально-ориентирующая) – воспитанники 15-18 лет (9-11 классы). Содержание образования на данной ступени направлено на реализацию дифференцированного подхода через разнообразие форм развития творческой деятельности старшеклассников с учётом их личных достижений и профессиональной ориентации. На профессионально-ориентирующей ступени главное в деятельности педагога дополнительного образования – развитие креативности, интеллектуальной активности как личностного свойства.

На 3 ступени используется обучение в микрогруппах на основе узкой специализации.

Педагогические технологии, формы,  методы организации образовательного процесса

Образовательная программа Центра «Эврика» реализуется в рамках компетентностного подхода с использованием современных педагогических технологий, методов, форм обучения, выбор которых обусловлен:

· деятельностным характером образовательного процесса;

· инициированием активности обучающегося;

· активизацией сотрудничества  в коллективной работе;

· ориентацией на исследование способа продуктивной деятельности;

· ориентацией на результативность обучения.

В связи с этим, наиболее оптимальными для реализации личностных задач образовательной программы являются следующие педагогические технологии:

проектная технология, технология проблемного обучения, технологии активного и интерактивного обучения, игровая технология, технология развития критического мышления, технология оценивания учебных достижений воспитанников.

Ведущими формами работы в деятельности ЦДОД «Эврика» являются:

► обучение в малых группах по программам творческого и интеллектуального развития в определенной образовательной области;

► работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки);

► творческие лаборатории;

► система творческих конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр;

► научно-практические конференции и семинары.

Среди методов обучения приоритет отдается методам, стимулирующим активную самостоятельную познавательную и творческую деятельность воспитанников

Методы организации образовательного процесса

Основание классификации

Основные группы методов

Отдельные методы

Источник знаний

1. Словесные

Рассказ, лекция, объяснение, беседа, дискуссия, слушание магнитофонных записей, методы работы с книгой

2. Наглядные

Методы иллюстрации (плакатов, карт, чертежей, картин, графиков, таблиц), методы демонстрации (приборов, натуральных объектов, динамических пособий), методы кинопоказа

3. Практические

Упражнение, лабораторная работа, практическая работа

Характер познавательной деятельности

1. Объяснительно-иллюстративные

Инструктаж, объяснение, иллюстрирование, демонстрация

2. Репродуктивные

Пересказ учебного материала, выполнение упражнения по образцу, лабораторная работа по инструкции.

3. Проблемное изложение

Метод проблемного рассказа, метод проблемно построенной лекции

4. Частично-поисковые

Эвристическая беседа, решение познавательной задачи

5. Исследовательские

Метод проектов, деловая игра, методы ТРИЗ, лабораторная поисковая работа, исследовательская работа, эксперимент, мозговая атака, решение проблемных и творческих задач

Место в структуре деятельности

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, логические методы (индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические), методы самостоятельной работы

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Познавательные игры, учебная дискуссия, методы эмоционального стимулирования, метод занимательных аналогий

3. Методы контроля и самоконтроля

Опрос, контрольная работа, диктант, сочинение, тестирование, рецензирование, взаимопроверка,самопроверка, рефлексия

Функциональное назначение

1. Когнитивные

Сравнение, конструирование правил и понятий, эвристическое наблюдение, метод гипотез, смысловое, образное и  символическое видение, эмпатия

2. Креативные

Метод придумывания, гиперболизации, инверсии, синектики, морфологического ящика, образной картины, прогнозирование ошибок

3. Организационно-деятельностные

Методы ученического целеполагания, планирования, взаимообучения, контроля, рефлексии

Уровень самостоятельности обучаемых

1. Методы работы под руководством учителя

Разные

2. Методы самостоятельной работы

Самостоятельная работа с литературой, обучающей программой, приборами, самостоятельное решение задач, выполнение письменных упражнений, метод самостоятельного наблюдения

Дидактическая цель

1. Методы формирования новых знаний

Объяснение, рассказ, лекция, демонстрация, проблемное изложение, эвристическая беседа, метод решения проблемных задач, метод самостоятельной работы с книгой

2. Методы применения полученных знаний, формирования умений и навыков

Дискуссия, дидактическая игра, практическая работа, лабораторная работа, решение проблемных и творческих задач, методы самостоятельной работы

3. Методы контроля и проверки

Опрос, контрольная работа, диктант, сочинение, тестирование, рецензирование, взаимопроверка, самопроверка, рефлексия

Примечание. Жирным шрифтом выделены методы, которым отдается предпочтение при организации образовательного процесса в кружках и объединениях ЦДОД «Эврика».

Типология и характеристика реализуемых образовательных программ

Одним из важнейших условий, обеспечивающим эффективное обучение и развитие детей с признаками одаренности и позволяющим в максимальной степени учесть их индивидуальные интересы и способности, является вариативность образовательных программ. Образовательная деятельность в кружках и объединениях ЦДОД «Эврика» осуществляется по образовательным программам различных направлений: естественно-научного, культурологического, социально-педагогического, художественно-эстетического,  эколого-биологического, туристско-краеведческого и физкультурно-спортивного направлений.

Характеристика образовательных программ по направлениям

► Социально-педагогическое направление

Образовательные программы данного направления предусматривают формирование положительного социального опыта, усвоение новых социальных ролей и установок, приобретение навыков конструктивного строительства человеческих отношений, формирование лидерских качеств. Данные образовательные программы реализуются в клубах интеллектуального развития и на подготовительном отделении.

► Естественно – научное, эколого-биологическое и туристско-краеведческое направление

Образовательные программы данных направлений направлены на формирование естественно — научного мировоззрения ребенка, приобщение его к основам экспериментальной, учебно-исследовательской деятельности при изучении естественного цикла наук. Реализация образовательных программ данного направления включает следующие предметы: алгебра, геометрия, информатика (образовательная область «Математика»),  география, физика, химия, биология, астрономия (образовательная область «Естествознание»).

► Культурологическое направление

Образовательные программы данного направления направлены на приобщение ребенка к культурным общечеловеческим ценностям, формирование национального самосознания, изучение культурных традиций своего народа и национальных культур народов мира. Программы данного направления объединяются образовательными областями «Филология» (русский язык, литература, литературное творчество, иностранные языки), «Обществознание» (история, экономика, краеведение, психология).

► Физкультурно-спортивное направление

Данные программы направлены на приобщение ребенка к занятиям физической культурой и спортом, формированием у детей здорового образа жизни.

► Художественно-эстетическое направление

Образовательные программы направлены на развитие творческого потенциала ребенка, его фантазии, образного мышления, творческого воображения и художественного вкуса. Программы данного направления объединены образовательной областью «Искусство» (МХК, ДПИ, ИЗО).

По уровню содержания образовательные программы Центра «Эврика» – расширенные и опережающие, предназначены для воспитанников с признаками интеллектуальной одаренности и учебными возможностями выше возрастной нормы.

Особенностями образовательных программ ЦДОД «Эврика» являются:

Междисциплинарность. Образовательные программы рассматриваются в ЦДОД «Эврика» как метапрограмма.[1]

Практико-ориентированная направленность программ с преобладанием в целевом модуле задач развивающего характера.

Вариативность содержания. Образовательные программы позволяют реализовать четыре «стратегии обучения»: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация[2].


[1] Метапрограмма – это программа, выходящая за пределы образовательного стандарта, требующая междисциплинарного подхода в изучении тем и проблем исследования.

[2] Рабочая концепция одаренности // Одаренный ребенок. – 2003. – №4. – С. 55-56.

Закрыть меню