Закон об образовании в РФ от 29.12.2012.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Проект Профессионального стандарта Педагога.
-
В учреждении образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации — русском языке.
- Расписание занятий педагогов отдела организации дополнительного образования 2022-2023 учебный год.
Ступени образовательной деятельности
Образовательная деятельность Центра строится с учетом возрастных особенностей воспитанников. Образовательный процесс включает в себя 4 возрастные ступени:
0 ступень (подготовительная) – дошкольники в возрасте 6-7 лет занимаются с педагогами дополнительного образования в рамках комплексной программы, которая направлена на создание условий для пробуждения креативности каждого ребёнка, выявления и развития способностей, склонностей, интересов детей, развития позитивной мотивации, потребностей в познании мира и ценностей культуры.
Образовательные области данной ступени: гуманитарная, естественно-научная, художественно-эстетическая, с включением регионального компонента (здоровьесбережение, краеведение).
1 ступень (ориентирующая) – воспитанники 7-10 лет (1-4 классы). Содержание образования на данной ступени ориентированно на выявление исполнительской, конкретно-предметной одарённости ребёнка, проявляющего повышенный интерес к определённым видам творческой деятельности (литература, искусство, естествознание и др.). На ориентирующей ступени педагоги дополнительного образования развивают стимульно-продуктивный уровень интеллектуальной активности, формируя устойчивый познавательный интерес.
Образовательные области 1 ступени наполняются многообразием учебных предметов, ориентированных на интересы и способности обучающихся.
2 ступень (самоопределения) – воспитанники 10-14 лет (5-8 классы). На данной возрастной ступени преобладает дифференцированное содержание образования инвариантной части учебного плана, основанного на выявленных достижениях, интересах и склонностях учащихся. На ступени самоопределения развивается эвристическая интеллектуальная активность.
На 2 ступени используется преподавание специальных и базовых дисциплин для конкретного направления.
3 ступень (профессионально-ориентирующая) – воспитанники 15-18 лет (9-11 классы). Содержание образования на данной ступени направлено на реализацию дифференцированного подхода через разнообразие форм развития творческой деятельности старшеклассников с учётом их личных достижений и профессиональной ориентации. На профессионально-ориентирующей ступени главное в деятельности педагога дополнительного образования – развитие креативности, интеллектуальной активности как личностного свойства.
На 3 ступени используется обучение в микрогруппах на основе узкой специализации.
Педагогические технологии, формы, методы организации образовательного процесса
Образовательная программа Центра «Эврика» реализуется в рамках компетентностного подхода с использованием современных педагогических технологий, методов, форм обучения, выбор которых обусловлен:
· деятельностным характером образовательного процесса;
· инициированием активности обучающегося;
· активизацией сотрудничества в коллективной работе;
· ориентацией на исследование способа продуктивной деятельности;
· ориентацией на результативность обучения.
В связи с этим, наиболее оптимальными для реализации личностных задач образовательной программы являются следующие педагогические технологии:
проектная технология, технология проблемного обучения, технологии активного и интерактивного обучения, игровая технология, технология развития критического мышления, технология оценивания учебных достижений воспитанников.
Ведущими формами работы в деятельности ЦДОД «Эврика» являются:
► обучение в малых группах по программам творческого и интеллектуального развития в определенной образовательной области;
► работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки);
► творческие лаборатории;
► система творческих конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр;
► научно-практические конференции и семинары.
Среди методов обучения приоритет отдается методам, стимулирующим активную самостоятельную познавательную и творческую деятельность воспитанников
Методы организации образовательного процесса
Основание классификации |
Основные группы методов |
Отдельные методы |
Источник знаний |
1. Словесные |
Рассказ, лекция, объяснение, беседа, дискуссия, слушание магнитофонных записей, методы работы с книгой |
2. Наглядные |
Методы иллюстрации (плакатов, карт, чертежей, картин, графиков, таблиц), методы демонстрации (приборов, натуральных объектов, динамических пособий), методы кинопоказа |
|
3. Практические |
Упражнение, лабораторная работа, практическая работа |
|
Характер познавательной деятельности |
1. Объяснительно-иллюстративные |
Инструктаж, объяснение, иллюстрирование, демонстрация |
2. Репродуктивные |
Пересказ учебного материала, выполнение упражнения по образцу, лабораторная работа по инструкции. |
|
3. Проблемное изложение |
Метод проблемного рассказа, метод проблемно построенной лекции |
|
4. Частично-поисковые |
Эвристическая беседа, решение познавательной задачи |
|
5. Исследовательские |
Метод проектов, деловая игра, методы ТРИЗ, лабораторная поисковая работа, исследовательская работа, эксперимент, мозговая атака, решение проблемных и творческих задач |
|
Место в структуре деятельности |
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности |
Словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, логические методы (индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические), методы самостоятельной работы |
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности |
Познавательные игры, учебная дискуссия, методы эмоционального стимулирования, метод занимательных аналогий |
|
3. Методы контроля и самоконтроля |
Опрос, контрольная работа, диктант, сочинение, тестирование, рецензирование, взаимопроверка,самопроверка, рефлексия |
|
Функциональное назначение |
1. Когнитивные |
Сравнение, конструирование правил и понятий, эвристическое наблюдение, метод гипотез, смысловое, образное и символическое видение, эмпатия |
2. Креативные |
Метод придумывания, гиперболизации, инверсии, синектики, морфологического ящика, образной картины, прогнозирование ошибок |
|
3. Организационно-деятельностные |
Методы ученического целеполагания, планирования, взаимообучения, контроля, рефлексии |
|
Уровень самостоятельности обучаемых |
1. Методы работы под руководством учителя |
Разные |
2. Методы самостоятельной работы |
Самостоятельная работа с литературой, обучающей программой, приборами, самостоятельное решение задач, выполнение письменных упражнений, метод самостоятельного наблюдения |
|
Дидактическая цель |
1. Методы формирования новых знаний |
Объяснение, рассказ, лекция, демонстрация, проблемное изложение, эвристическая беседа, метод решения проблемных задач, метод самостоятельной работы с книгой |
2. Методы применения полученных знаний, формирования умений и навыков |
Дискуссия, дидактическая игра, практическая работа, лабораторная работа, решение проблемных и творческих задач, методы самостоятельной работы |
|
3. Методы контроля и проверки |
Опрос, контрольная работа, диктант, сочинение, тестирование, рецензирование, взаимопроверка, самопроверка, рефлексия |
Примечание. Жирным шрифтом выделены методы, которым отдается предпочтение при организации образовательного процесса в кружках и объединениях ЦДОД «Эврика».
Типология и характеристика реализуемых образовательных программ
Одним из важнейших условий, обеспечивающим эффективное обучение и развитие детей с признаками одаренности и позволяющим в максимальной степени учесть их индивидуальные интересы и способности, является вариативность образовательных программ. Образовательная деятельность в кружках и объединениях ЦДОД «Эврика» осуществляется по образовательным программам различных направлений: естественно-научного, культурологического, социально-педагогического, художественно-эстетического, эколого-биологического, туристско-краеведческого и физкультурно-спортивного направлений.
Характеристика образовательных программ по направлениям
► Социально-педагогическое направление
Образовательные программы данного направления предусматривают формирование положительного социального опыта, усвоение новых социальных ролей и установок, приобретение навыков конструктивного строительства человеческих отношений, формирование лидерских качеств. Данные образовательные программы реализуются в клубах интеллектуального развития и на подготовительном отделении.
► Естественно – научное, эколого-биологическое и туристско-краеведческое направление
Образовательные программы данных направлений направлены на формирование естественно — научного мировоззрения ребенка, приобщение его к основам экспериментальной, учебно-исследовательской деятельности при изучении естественного цикла наук. Реализация образовательных программ данного направления включает следующие предметы: алгебра, геометрия, информатика (образовательная область «Математика»), география, физика, химия, биология, астрономия (образовательная область «Естествознание»).
► Культурологическое направление
Образовательные программы данного направления направлены на приобщение ребенка к культурным общечеловеческим ценностям, формирование национального самосознания, изучение культурных традиций своего народа и национальных культур народов мира. Программы данного направления объединяются образовательными областями «Филология» (русский язык, литература, литературное творчество, иностранные языки), «Обществознание» (история, экономика, краеведение, психология).
► Физкультурно-спортивное направление
Данные программы направлены на приобщение ребенка к занятиям физической культурой и спортом, формированием у детей здорового образа жизни.
► Художественно-эстетическое направление
Образовательные программы направлены на развитие творческого потенциала ребенка, его фантазии, образного мышления, творческого воображения и художественного вкуса. Программы данного направления объединены образовательной областью «Искусство» (МХК, ДПИ, ИЗО).
По уровню содержания образовательные программы Центра «Эврика» – расширенные и опережающие, предназначены для воспитанников с признаками интеллектуальной одаренности и учебными возможностями выше возрастной нормы.
Особенностями образовательных программ ЦДОД «Эврика» являются:
Междисциплинарность. Образовательные программы рассматриваются в ЦДОД «Эврика» как метапрограмма.[1]
Практико-ориентированная направленность программ с преобладанием в целевом модуле задач развивающего характера.
Вариативность содержания. Образовательные программы позволяют реализовать четыре «стратегии обучения»: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация[2].