Программа «В мире звуков и букв: обучение чтению».
Педагог дополнительного образования — Сальникова Ирина Юрьевна.
Цель: развитие творческой и интеллектуальной активности дошкольников посредством формирования навыка смыслового выразительного чтения.
Интерес к книге формируется у детей в дошкольном возрасте. Обучение чтению дошкольников – первая ступенька к знакомству с книгами.
Если вашему ребёнку примерно 5 лет , то он вполне может приступить к обучению чтению . За его плечами уже есть багаж жизненных знаний. Слово для него — не пустой звук. Пора звучащее слово учиться понимать в его новом образе- графическом . Конечно, это произойдёт не сразу. Оказавшись в стране звуков и букв, нужно сначала научиться ориентироваться в ней: распознавать звуки и буквы, находить буквы в словах узнавать короткие и длинные слова, наблюдать, как слова- паровозики везут слоги- вагончики, и самим научиться составлять слова из букв и слогов , а также понять , что слова являются строительным материалом для предложения, а из предложений можно построить текст. На занятиях ребёнок узнает в игровой форме много интересного и познавательного, пополнит словарный запас, расширит кругозор, будет разгадывать ребусы и кроссворды, решать интеллектуальные задачки, связанные с превращениями букв и слов.
Маршрут его путешествия в стране звуков и букв пройдёт последовательно и поэтапно:
—ребёнок 1 года обучения сможет придумать слово на заданный слог, собрать и разобрать слово, усвоит основные навыки чтения и сможет читать по слогам слова до 5-6 букв, а также короткие предложения с соблюдением знаков препинания и небольшие тексты. Дети, которые хорошо продвинутся в чтении, смогут прочитать к концу года тонкие книжки из серии «Читаем сами»;
—ребёнок 2 года обучения будет закреплять знания и умения, полученные на 1 году обучения, совершенствовать навыки слогового чтения с переходом к плавному, знать фамилии известных детских писателей, отвечать на вопросы по содержанию и прослеживать логику небольшого текста, пересказывать прочитанное.
И всё же главное — не только развитие знаний, умений и навыков, но и развитие способностей. Поэтому цель программы: развитие творческой и интеллектуальной активности дошкольников посредством формирования навыка смыслового выразительного чтения.
В ходе занятий ребёнок будет развивать свои способности, позволяющие анализировать, моделировать, находить решение в новых ситуациях, осмысленно относиться к своей деятельности. Задания для детей подобраны с учётом ФГТ.
Вырастить новых читателей — совместная задача педагога и родителей. Для родителей проводятся консультации по освоению программы ребёнком, а также детям предлагается участие в индивидуальном и групповом проекте: « Моя первая книжка» (1 год обучения) и « Читаем вместе» ( 2 год обучения)
Также в первый и во второй год обучения уделяется особое внимание воспитательному процессу, а именно: дети 1 года обучения учатся не перебивать друг друга, слушать товарища, а дети 2 года обучения совершенствуют коммуникативные навыки и учатся отвечать на вопросы по тексту, понимать поступки героев, рассказывать о прочитанном.
Содержание программы обеспечивает личностно- ориентированный подход во взаимодействии ребёнка со взрослым
В ходе занятий используются игровые, информационные, проектные, коммуникативные, здоровьесберегающие технологии .
Приоритетной формой организации детей на занятиях является объединение их в группу (6- 8 детей ) и индивидуально( дети 1 года обучения); группы по 2 чел и индивидуально ( 2 год обучения).
Контроль за усвоением материала программы проводится в начале и в конце года.